Кадры
Изменилось наименование должности работника: какие действия предпринять кадровику
Опубликовано: 26.04.2019 12:01
Обновлено: 29.04.2019 12:01

В случаях изменения наименования должности работника выполняемые действия по оформлению документов будут различны в зависимости от того, является данная должность на данный момент вакантной либо занята работником.

В первом случае (если должность вакантна) действия по изменению наименования будут заключаться во внесении соответствующих изменений в штатное расписание.

Во втором случае (если должность занята работником) необходимо выяснить, не изменилась ли трудовая функция работника. Если трудовая функция не изменилась, следует предпринять следующие действия:

  • внести изменения в штатное расписание;
  • оформить изменение условий трудового договора (контракта);
  • издать приказ (распоряжение) об изменении наименования должности;
  • внести запись в трудовую книжку;
  • внести изменения в должностную инструкцию, инструкцию по охране труда, график отпусков и др.

Изменение наименования должности, как правило, связано с изменением законодательства, например, с внесением изменений в Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД) или в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). В таких ситуациях на основании части четвертой ст. 19 ТК условия трудового договора (контракта) следует привести в соответствие с законодательством о труде. При этом согласие сторон на совершение таких действий не требуется.

Внесение изменений в штатное расписание

На основании п. 3 части второй ст. 19 ТК наименование должности указывается в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием.

Изменения в штатное расписание, как правило, вносятся способом, аналогичным его принятию.

На основании п. 52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4 документ может утверждаться двумя способами: изданием распорядительного документа (составлением протокола); должностным лицом. Оба способа имеют одинаковую юридическую силу.

Таким образом, если штатное расписание было утверждено должностным лицом, то внесенные в него изменения будут вноситься путем утверждения нового штатного расписания.

Если штатное расписание утверждено приказом, то изменения в него будут вноситься посредством издания соответствующего приказа.

Оформление изменения условий трудового договора (контракта)

Трудовой договор (контракт) в качестве обязательного условия должен содержать условие о трудовой функции (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией), т. е. фактически трудовой договор (контракт) должен содержать то наименование должности, по которой поручается работа.

При этом важно, чтобы наименование профессий, должностей, специальностей соответствовало квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (п. 3 части второй ст. 19 ТК).

Следовательно, при изменении наименования должности возникает необходимость внесения изменений в трудовой договор (контракт).

Процедура внесения данных изменений законодательством не предусмотрена, но на практике в таких случаях, как правило, оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту).

Издание приказа (распоряжения) об изменении наименования должности

Изменение условий трудового договора (контракта), заключенного с работником, оформляется приказом (распоряжением) (п. 15 части первой ст. 55 ТК).

Внесение записи в трудовую книжку

На основании приказа (распоряжения) нанимателя в трудовые книжки работников вносятся изменения профессий или должностей с учетом соответствующих изменений наименований профессий или должностей, вносимых в штатное расписание согласно ЕТКС И ЕКСД (п. 58 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках»).

Внесение изменений в должностную инструкцию, инструкцию по охране труда, график отпусков и другие документы организации

При изменении наименования должности нанимателю следует внести соответствующие изменения в должностную инструкцию и инструкцию по охране труда (или разработать новые), в график отпусков и другие документы организации.

Законодательством прямо не установлено, как оформляется переименование должности в указанных документах. В этой связи данная процедура определяется нанимателем самостоятельно.